«Абсолютно все веб-студии срывают сроки работ. Кто-то чаще, кто-то реже, но 70% проектов проваливаются с треском» — такое мнение мы нашли в сети.
В этой статье разбираем, какие еще негативные предубеждения слышали от клиентов до начала сотрудничества. И рассказываем про наш подход: как мы выстроили процессы, чтобы эти страхи не воплотились в реальность.
Страх № 1. Сотрудничать со студией, у которой нет прайса услуг на сайте
Частое опасение. Вы пишете в студию и спрашиваете стоимость услуг. Но аккаунт-менеджер отвечает, что примерный бюджет можно понять только после беседы о вашей задаче.
Кажется, что он специально закрывает на звонок, чтобы вам было труднее отказаться от сотрудничества.
Как происходит на самом деле. На рынке стандартных услуг вроде сборки сайта на Tilda ценообразование выглядит так: есть средняя цена за страницу сайта, к которой все привыкли. Далее исполнитель прибавляет процент сверху в зависимости от своей жадности крутости. Так составляется прайс на услуги.
Кастомная разработка цифрового продукта — это всегда уникальный проект. В нем много внутренней логики, которая не видна на странице интерфейса. То, что визуально выглядит просто, может быть только верхушкой айсберга. Стандартизировать и назначить цену за страницу или экран невозможно, поэтому студии нативной разработки действительно не обозначают вилки на услуги на сайте.
Чтобы определить бюджет проекта, наши аккаунт-менеджеры и бизнес-аналитики проводят четыре этапа:
На старте стоимость разработки оценивается с точностью +/-15%, а окончательно фиксируется после стадии дизайна.
Страх № 2. Не найти общий язык со специалистами
Частое опасение. Вы приходите в студию разработки за приложением с приятным дизайном, которое будет продавать. Но опасаетесь, что от вас начнут требовать техническое задание и говорить на непонятном языке: спрашивать про какие-то тапбары, навбары и алерты.
Как происходит на самом деле. К нам в Heads and Hands приходят заказчики с разным уровнем понимания будущего проекта:
Наша позиция такая: заказчику не обязательно приходить с готовым техническим заданием и разбираться в IT-терминологии. Главное рассказать свою цель, ожидания от продукта и быть открытым к вопросам о специфике бизнеса. А зона ответственности студии разработки — понять заказчика, предложить оптимальное решение под задачи и донести его на доступном языке.
Чтобы на выходе не получилась ситуация «ожидание VS реальность», мы подключаем на проекты бизнес-аналитика. Бизнес-аналитик — это переводчик между бизнесом и командой разработки. В ходе беседы он узнает цели, задачи и ожидания заказчика, затем изучает бизнес-процессы и ищет в них узкие места, например:
Далее бизнес-аналитик представляет свое видение — какие задачи должен закрывать цифровой продукт, чтобы решить текущие проблемы. Если заказчик утверждает идею, то бизнес-аналитик пишет требования к интерфейсу для дизайнеров и техническую документацию для разработчиков и тестировщиков. Он подробно описывает, какие элементы должны быть в цифровом продукте и как они должны работать.
Страх № 3. Выйти за рамки бюджета и сроков
Частое опасение. Вы заключили контракт со студией разработки, утвердили концепцию и запустили работу. Но опасаетесь, что по мере разработки сроки увеличатся, а бюджет выйдет за рамки оговоренного.
Как происходит на самом деле. Если разработка цифрового продукта идет по утвержденному техническому заданию, стоимость проекта остается в обозначенных рамках. При этом на старте бизнес-аналитики закладывают в бюджет все необходимые элементы.
Если же заказчик по ходу проекта решает добавить новую функциональность, бюджет и срок действительно увеличатся. Но прежде чем добавлять фичу, бизнес-аналитики разбираются: зачем она нужна бизнесу и какую ценность принесет клиенту. И предлагают варианты, как реализовать задумку, но не сильно выйти за рамки сроков и бюджета.
Однажды мы создавали управляющую платформу. В ходе проекта заказчик попросил нас добавить раздел со статистикой: там должны храниться отчеты об оказанных услугах.
.
Наши бизнес-аналитики стали собирать требования и оказалось, что этот раздел понадобится директору лишь раз в месяц. Тогда мы предложили альтернативу — настроить периодическую выгрузку отчета в виде файла.
.
Заказчик одобрил. В итоге такая опция обошлась клиенту в 3 раза дешевле, чем разработка еще одного раздела в приложении. И продукт он получил быстрее: не пришлось ждать дизайн, верстку и настройку доступа к новому разделу.
Софья Мухина, Head of business analysts
Страх № 4. Слить инвестиции на продукт, который не зайдет пользователям
Частое опасение. Вы получаете приложение: с удобными кнопками, оплатой в одно касание — все как хотели. Но опасаетесь, что покупатели в него не будут заходить.
Как происходит на самом деле. Риск невостребованности продукта мы снимаем уже на старте с помощью этапа аналитики. Он состоит из трех частей:
- Исследование целевой аудитории и ее потребностей.
Мы визуализируем опыт пользователя с помощью техники User Story Mapping: выделяем верхнеуровневую и вспомогательные задачи клиента, а затем раскладываем их по действиям, необходимым для решения. Этот шаг показывает, какие функции нужно добавить в приложение, а от каких лучше отказаться.
- Погружение в бизнес-процессы компании.
Чтобы подогнать интерфейсы и логику цифрового продукта под особо сложные бизнес-процессы, наша команда выезжает на производство. Например, в 2019 году к нам пришел Достаевский за управляющей платформой для дарк-китчен. На одном производстве они объединяли цех пиццерии, суши-бар, пекарню и стритфуд. Поэтому готовые IT-решения, заточенные под один вид кухни, не подходили.
Чтобы определить требования для управляющей платформы, мы провели день в цехе и понаблюдали за работой поваров.
Так мы узнали, что цех пиццерии работает как конвейер: раскатываем тесто, добавляем начинку, ставим в печь, готово. А в японском цехе блюда готовят по-разному: одни роллы запекают, а вторые — нет, а в третьи нужно положить икру масаго и сделать это на отдельной доске, чтобы не запачкать остальные. Поэтому систему нужно настраивать отдельно под каждое блюдо.
Валентин Гусев, Product Manager DostaВизора
- Изучение опыта конкурентов, лучших практик в России и за рубежом.
Например, в 2022 году к нам пришел Спортмастер с запросом на геймификацию. Чтобы определить жизнеспособность идеи, бизнес-аналитики провели исследование: кто из спортивных ритейлеров уже запускал игры и каких результатов добился.
Они увидели, что зарубежные ритейлеры запускают игры, чтобы увеличить спрос на товары и вовлечь покупателей в активности бренда. Например, Nike привлек 5 млн пользователей в приложение с тренировками, а Adidas собрал 5 млн спортсменов на благотворительный забег Run For The Oceans. Тогда мы выдвинули гипотезу, что в российском ритейле геймификация тоже зайдет.
За первую неделю в игре Спортмастера зарегистрировалось 700 000 игроков: так мы подтвердили гипотезу, что геймификация в спортивном ритейле работает. За месяц в приложение пришли 200 000 новых пользователей, а в игре участвовали больше миллиона.
Илья Вьюхин, Team Lead в Heads and Hands
Страх № 5. Получить не то, что было в техническом задании
Частое опасение. Вы со студией разработки обо всем договорились, но переживаете, что результат не будет соответствовать ожиданиям.
Как происходит на самом деле. Чтобы не столкнуться с эффектом «ожидание VS реальность» в нашей студии, мы придумали систему коммуникаций.
Первичную информацию от заказчика собирают два специалиста — менеджер проекта и бизнес-аналитик. Далее они лично брифуют дизайнеров, разработчиков и тестировщиков, которые подключаются к проекту. А затем проверяют, насколько результат соответствует заданным требованиям.
Например, начинается этап дизайна:
- Менеджер проекта рассказывает дизайнеру про заказчика, философию и айдентику бренда, какие ощущения должен вызывать цифровой продукт. Это помогает определиться с направлением и стилистикой.
- Бизнес-аналитик рассказывает про целевую аудиторию, ее потребности и то, как мы хотим их закрывать. Здесь появляется видение UX.
Далее оба специалиста проводят ревью макетов и корректируют, если видят расхождение с заданием. Такая коммуникация в команде помогает нам корректно передавать информацию и убрать разрыв между ожиданием заказчика и исполнением.
Заключение
Если наш подход к работе вам откликается — вы можете оставить заявку на сайте. Мы проконсультируем, какой цифровой продукт встроится в бизнес-процессы и закроет задачи вашей компании.